В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 года за №204 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года предполагается обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В связи с этим в «процессе воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности» большая роль отводится учителю.
Каким же должен быть учитель будущего? Этот вопрос задавали в ходе опроса учителей и, что называется, людей с улицы. Если обобщить их ответы, мы получим следующий результат.
Учитель - это образ универсального человека. В будущем одной из главных задач преподавателя будет научить детей учиться, чтобы они сами смогли находить интересующую их информацию, показать, как и где ее можно найти и грамотно ее использовать. Респонденты отмечали, что учитель в будущем должен в своей работе сначала осуществлять воспитательную, а потом уже образовательную миссию. Он должен относиться к ученику как к личности. Он наконец-то на практике станет применять принцип обращения к человеку «на вы» с 14-летнего возраста. В общении педагог будет открытым, но при этом сдержанным, тактичным, понимающим, внимательным к тому, что происходит в классе, сумеет находить общий язык со всеми детьми. Он будет неравнодушным и чутким. Будет видеть в каждом индивидуальную, неповторимую личность, его особенности, его проблемы, будет заниматься внеклассной работой, вникать в проблемы учеников и решать конфликты.
В будущем учитель, конечно, не должен использовать слова молодёжного сленга, но понимать, что «штрихи на уважухе» - это всего лишь обращение «уважаемые взрослые». Зная значение этих слов, он объяснит, почему и где их не следует применять. Учитель будущего будет старшим товарищем, но не опустится до панибратства.
В будущем учитель будет человеком, разносторонне образованным и глубоко знающим свой предмет, и не только свой. Есть два понятия: «учителЯ» и «учИтели». Так вот, преподаватель в будущем из тех, кого мы называем «учИтели». Но не в том смысле, который вкладывал Н.А. Некрасов, обращаясь к В.Г. Белинскому: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Авторитет учителя будущего не догма, не аксиома, не требующая доказательств. Его авторитет будет строиться на глубоких знаниях своего предмета, широком кругозоре, умении общаться и проч. Знания – вот что привлечёт к нему учеников. Такой педагог не назначит встречу с провинившимся учеником «в калидоре на тубаретке возле лаболатории». Он будет прекрасно владеть не только «великим и могучим», но и многими другими языками. Страницы романа «Война и мир», где автор использует язык, привычный для дворян того времени, он прочтёт по-французски. Эпизоды, связанные с историей, ему тоже не составит труда объяснить как с точки зрения географии, так и с исторической ретроспективы. Так будет принято в будущем соединять разные предметы в одном уроке.
Учитель не только будет давать готовые знания, но и научит добывать их и грамотно использовать. Так ученик будет уходить от выучивания к поисковой системе. В будущем повысится роль компьютерной грамотности, преподаватель будет владеть компьютером в совершенстве, знать, какие, как и где можно найти нужные сайты. Дистанционное обучение войдёт в обыденную жизнь, а оно тоже осуществляется при помощи компьютера. Учитель должен будет знать слова компьютерного сленга, чтобы общаться с учениками на одном уровне: «клава», «батоны», «мамка», «винт», «железо».
В будущем всё больше будет применяться методика смешанного обучения (blended learning), подразумевающая персональный подход, позволяющий подстраивать программу под каждого ученика в соответствии с его индивидуальностью. Во многих школах мира уже сейчас применяют эту методику обучения.
Этих людей называют коучер и тьютор – т. е. куратор, наставник, помощник, репетитор, советчик, который разрабатывает индивидуальные программы для учащегося. В настоящее время в России тьюторство находится на этапе становления. Думаю, в будущем станет обычным родом деятельности в сфере образования.
Самое же главное – учитель будущего будет иметь достойную оплату своего труда, позволяющую ему не думать о хлебе насущном, а переключиться на более благородные помыслы. Годовая учебная нагрузка позволит учителю заниматься самообразованием, расширять кругозор, читать книги, пополнять знания. Учитель будущего – это человек, сам умеющий и любящий учиться; тот, кто не останавливается в своём развитии, а учится всю жизнь, следуя принципу «non progredi est regredi» (лат. нон прогреди эст регреди) – «не двигаться вперёд – значит, двигаться назад». Только такой человек сможет обучать интересно и качественно, будет увлекательно и доступно объяснять материал. Он станет проводником в мир предмета, даст инструменты познания и научит ими пользоваться. Есть такой современный термин как фактчепинг – это умение правильно ориентироваться в массе информации, вычленять главное, анализировать и применять знания. Всему этому и будет обучать преподаватель будущего.
Сократ сказал когда-то: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Задача учителя настоящего и будущего – зажигать это солнце в своих учениках.
Коуч (коучер англ. ) – консультант, индивидуально помогающий учащемуся решать личные и профессиональные проблемы. Это персональный тренер, который помогает понять, каких навыков не хватает и как их получить.
Тьютор (англ. наставник) – куратор, наставник, помощник, советчик, который разрабатывает индивидуальные программы. В настоящее время в России тьюторство находится на этапе становления. В будущем станет обычным родом деятельности в сфере образования.